ФЭНДОМ

За́фод Библброкс — персонаж цикла  книг «Путеводитель для путешествующих по галактике автостопом» Дугласа Адамса.

Зафод родом с планеты в окрестностях звезды Бетельгейзе и является сводным «одноюродным полубратом» Форда Префекта. Из-за «несчастного случая, связанного с контрацептивами и машиной времени» его прямые предки по линии отца (Зафод Библброкс Второй) являются также его прямыми потомками (Зафод Библброкс Четвёртый).

Внешность Править

Во всех версиях «Путеводителя для путешествующих по галактике автостопом» у Зафода две головы и три руки, хотя причины появления дополнительных частей тела различаются в зависимости от версии:

  • В оригинальной радиопостановке не давалось объяснения второй голове Библброкса, хотя и рассказывалось, что Зафод «вырастил» третью руку за шесть месяцев до встречи с Триллиан на планете Земля.
  • В первом романе серии говорится, что Зафод отрастил третью руку пониже правой, незадолго до кражи «Золотого сердца», «чтобы добиться лучших результатов в лыжном боксе» (I-4).
  • Фанаты серии считают, что Зафод вернулся во времени и стал одновременно всеми мужчинами во всей своей родовой истории, что привело к проблемам с именем Библброксов (описано в «Ресторане на краю Вселенной»), и приобрёл дополнительные части тела из-за сексуальных связей со своими родственниками (бабушка, мама и т. д.). В романе «Ресторан на краю Вселенной» у призрака прадеда Зафода тоже две головы. Это подталкивает на мысль, что иметь две головы было совершенно нормально для рода Зафода (исключением является Форд, у которого только одна голова).
  • В фильме 2005 года есть скрытый намёк, что Зафод «создал» свою вторую голову сам, когда выключал части своего разума, содержащие его «не президентские» качества. По сути, только в фильме есть хоть какое-то объяснение второй головы.

В игре по книгам Зафод прячет свою вторую голову в прикрытую птичью клетку. В киноверсии вторая голова располагается ниже первой, примерно между подбородком и верхней частью груди, и Зафод имеет возможность прятать её от окружающих, «втягивая» в грудную клетку. Третья рука спрятана под одеждой, и контролируется второй головой Зафода. Третья рука появляется только несколько раз в фильме, например для того, чтобы пилотировать «Золотое сердце» или для приготовления «Пангалактического грызлодёра».

У Библброкса светлые взъерошенные волосы, торчащие во все стороны, голубые глаза, подбородки почти всегда плохо выбриты (I-4).

Зафод носит яркие, плохо сочетающиеся цвета, чтобы выделяться и быть всегда в центре внимания, куда бы он ни направился. Как указано в первой книге серии (гл. 4), Зафод носит оранжевый шарф — традиционный знак Президента Галактики.

Личность Править

Что можно сказать о президенте Библброксе такого, что не напечатано уже на продаваемых по всей Галактике футболках? Самой популярной из таких надписей является, конечно: «ЗАФОД ГОВОРИТ «ДА» ЗАФОДУ», хотя даже личные психиатры президента не знают точно, что бы это значило. Второй же по популярности надписью является, пожалуй: «БИБЛБРОКС. РАДУЙСЯ, ДУРАК, ЧТО ОН НЕ ЗДЕСЬ!» Если принять за аксиому то, что раз кто-то тратит силы и деньги на то, чтобы напечатать что-то на футболке, в этом что-нибудь, да есть, тогда и суть этой надписи не может быть совсем уже неправдой. А следовательно, мы можем сделать вывод, что когда Зафод Библброкс прилетал на ту или иную планету, местное население отвечало на любой его вопрос утвердительно, но что когда он с нее улетал, оно было счастливо тому, что он уже где-то «там», а не «здесь».

Зафод — нарцисс, он представляет собой гедонистическую, крайне безответственную и эгоцентричную личность. Обычно ему совершенно плевать на чувства тех, кто его окружает, однако он также очень харизматичен, что заставляет многих из его окружения игнорировать его недостатки. По словам Дугласа Адамса, личность Зафода списана с его старого друга из Кембриджского университета, которого звали Джонни Симпсон. Зафод авантюрист, бывший хиппи, графоман, аферист, испортил отношения «со всеми, с кем только можно и даже с теми, с кем нельзя» (I-4). Зафод любит работать на публику, и это удаётся ему лучше всего.

На протяжении всех книг Зафод одержим идеей доведения до конца какого-то большого плана, о котором он сам ничего не знает, но только догадывается о его существовании. Он был вынужден разделить свой мозг, чтобы сканирование, которое обязательно для каждого претендента на роль президента Галактики, не выявило его «не президентские» качества и его планы по краже корабля на невероятностной тяге. Во второй радиопостановке и версии «Ресторана на краю Вселенной» открывается, что в великие планы Зафода входили поиски того, кто действительно управляет Вселенной.

Президент Галактики Править

На короткий период он был Президентом Галактики, потому что с этой ролью никто не мог справиться лучше Зафода Библброкса. Он использовал своё президентское звание, чтобы украсть «Золотое сердце», единственный корабль во Вселенной на невероятностной тяге.

Полный титул Президента — Президент Имперского Галактического Правительства.

Термин «Имперское» является анахронизмом. Последний Император, престол к которому перешел по наследству, почти мертв, и содержится в этом состоянии уже много столетий. Все его наследники давно умерли, и власть просто опустилась на одну или две ступеньки ниже, и сейчас её представляет орган, который раньше действовал лишь как Совет при Императоре — выборное правительственное собрание, якобы возглавляемое Президентом, который выбирается этим собранием.

Президента можно вообще назвать просто вывеской — он не обладает абсолютно никакой действительной властью. Он избирается правительством, но его работа — не управлять, а отвлекать внимание от процесса управления. По этим показателям Зафод Библброкс — один из лучших Президентов, когда-либо выбранных Правительством. Два года из десяти лет своего президентского срока он провел в тюрьме по обвинению в мошенничестве.

Очень немногие понимают, что Президент и Правительство не имеют абсолютно никакой власти, а из этих немногих только шестеро знают, кто же действительно обладает высшей политической властью. Большинство остальных верят, что принятие важнейших решений передано компьютеру. (I-4)

Интересные факты Править

  • Корабль «Золотое сердце» Зафод угнал в день своего 200-летия.
  • Эксцентрика Гамбитус однажды описала его как «лучший трах со времен Большого Взрыва» На английском языке это содержит игру слов: Большой Взрыв — «Big Bang», а сленговое значение слова bang — секс. На самом деле, только в фильме Эксцентрика испытывает к Зафоду какие-то чувства.
  • Он был признан «хуже всех одетым разумным существом в известной Вселенной» семь раз подряд.
  • Зафод изобрёл «Пангалактический грызлодёр» и он единственный, кто способен выпить более трёх порций за один присест.

Радиопостановки и телевидение Править

В радиопостановках и телевизионных версиях Зафода играл Марк Винг-Дэйви. Он шутил, что две головы и три руки Зафода созданы специально для радиопостановок, где всё зависело от воображения слушателей. В телевизионной версии у Винг-Дэйви была третья искусственная рука, и когда он должен был ей жестикулировать она заменялась на руку Майка Фэлта, который стоял прямо за Винг-Дэйви. Вторая голова была радиоуправляемой. К сожалению, механика второй головы редко работала должным образом, в связи с чем большую часть времени голова просто сидела на плече у Зафода и выглядела безжизненной, хотя в одной сцене ей удалось на какое-то время подискутировать с настоящей головой Винг-Дэйви.

В киноверсии 2005 года Зафода Библброкса сыграл американский актёр Сэм Рокуэлл. В этой версии вторая голова часто появляется, чтобы выразить те качества Зафода, которые являются «не президентскими». Интерпретация Зафода Рокуэллом, включавшая в себя манеру разговора, которая походила на техасскую медлительную речь, была воспринята многими критиками как тонкая пародия на Джорджа Буша. В киноверсии Зафод показывается, пожалуй, даже более невоспитанным и грубым, чем в других версиях. Сэм Рокуэлл, признался, что на его образ Библброкса повлияли такие личности, как Билл Клинтон, Элвис Пресли и Фредди Меркьюри.

Цитаты Править

  • — Я — Зафод Библброкс, мой отец — Зафод Библброкс Второй, дед — Зафод Библброкс Третий…
    — Стоп, это как?
    — Неувязочка с противозачаточными средствами и машиной времени…
  • Если бы открылись мои планы, меня бы вышвырнули на улицу с одной пенсией, десятком секретарей, дюжиной звездолётов и парой перерезанных глоток.
  • …мы тут потрясающе проводим время. Вино, закуска, немного ругани и конец Вселенной на десерт.
  • — Этот цвет меня бесит, — сказал Зафод, чья влюблённость в корабль растаяла после трёх минут полёта. — Каждый раз, когда ты жмёшь на чёрную кнопку на чёрной панели с чёрной маркировкой на чёрном фоне, в ответ загорается чёрный сигнал. Что мы угнали? Галактический катафалк?
  • Если собственность есть кража, то и украденное — собственность.

Появления Править

  • Путеводитель для путешествующих по галактике автостопом
  • Ресторан "У конца вселенной"
  • Жизнь, Вселенная и всё остальное
  • Всего хорошего, и спасибо за рыбу!
  • В основном безвредна
  • "Зафод делает чистую работу"